Церковнославянские слова "пространство" и "простор"
14 сентября 2023
Морфологические и семантические свойства слова "простор"
Пространство – существительное, средний род, 1 склонение.
Если говорить о значениях данного слова, можно выделить такие.
неисчислимое – одна из базовых категорий физики и философии, геометрическая протяженность, контейнер, емкость для всего, что содержится в материальной вселенной. Воздушное пространство. Мировое пространство.
исчислимая часть пространства, однородная по свойствам или содержимому. Космическое пространство. Водное пространство.
исчислимое – зазор, промежуток, некоторое количество объема. Пространство квартиры. Пространство между двумя стенами.
Этимология слова
Восходит к праславянскому *pro-storn-ьstvo, от которого, в числе прочего, произошли: старославянское слово пространьство, русское пространство, болгарское пространство, чешское prostranství; из *pro- + *storna (сторона).
Примеры использования
Первый пример использования данного слова, который хотелось привести, 28-й стих из 19-й главы книги Бытия, в синодальном переводе: «И посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи». Данным замечанием бытописателя все это повествование ставится в самую тесную связь с предыдущим ходатайством Авраама о спасении праведных в этих нечестивых городах: «Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли» (Быт. 18:23-25). Вместе с тем оно еще раз подтверждает расположение о страшном землетрясении и пожаре, жертвой которых пали обреченные на гибель города.
Еще одним примером бытования данного слова может послужить 5-й стих из 42-й главы книги пророка Исаии в синодальном переводе: «Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней» (Быт. 42:5).
Здесь мы видим, что творец и Господь вселенной сам обещал Пришествие Христа своего, который не только простер и утвердил небеса, но также утвердил во глубине основания земли и все, что рождается из нее, чтобы чрез рассматривание Его творений было видимо невидимое Его, так же как вечная сила Его и божество (Рим. 1:20). См.: «Он дал дыхание всем, пребывающим на земле, по первому закону смертных [существ]. Ибо вдунул Бог в лицо Адама дыхание жизни, и стал он душою живою» (Быт. 2:7). Но дух Бог дал тем, которые попирают землю и плотскую мудрость подчиняют Его власти.
Морфологические и семантические свойства слова "простор"
Простор – существительное, мужской род, 1 склонение.
Набор значений следующий.
1. свободное, ничем не стесненное пространство. Безграничные просторы Вселенной.
2. переносное – отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-либо; свобода, раздолье.
Этимология слова
Происходит от праславянского, к которому, в числе прочего, восходят: церковнославянский просторъ (εὑρυχωρία), русский простор, украинский простíр (род. п. просто́ру), белорусский просто́ра, ж.р., болгарский просто́р, сербохорватский просто̀риjа, ж.р., словенский próstor, чешский prostor.
Примеры использования
Прежде всего хотелось бы привести здесь отрывок из книги Иова: «Еще же исторгну тя от устъ вражиих: бездна, пролитие под нею, и сниде трапеза твоя исполнена тука» (Иов. 36:16). Это церковнославянский текст. Но приведем так и его синодальный перевод: «И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком» (Иов. 36:16). Здесь описываетcя обиталища преисподней, которые в силу своей громадной вместимости не имеют основания. А устье преисподней правильно названо узким, ибо но широко для входа, но тесно для выхода, ведь она удерживает внутри себя мертвых и не терпит того, чтобы они возвращались к жизни.
Еще одним примером может послужить отрывок из книги притч Соломона: «Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его» (Притч. 18:16). Подарки могут развращать. Но это место в притче учит нас, как правильно можно их использовать в некоторых случаях. Служитель Евангелия знает, что иногда подарки могут заставить людей выслушать его проповедь. Его наставление быстрее достигает человеческой души, когда он, по примеру Божественного Господа, сочетает доброту к телу с любовью к душе.
Рассудительность может привести нас в присутствие великих мира сего ради продвижения христианского благого дела.