Что такое киберпанк и посткиберпанк?

Киберпанк — важное направление фантастики, в котором описывается, как цифровые технологии, кибернетика и виртуальная реальность максимально плотно вошли в жизнь людей будущего. Жанр зародился в 80-х годах прошлого века сначала в литературе, а затем распространился и на другие виды искусства. Писатель и редактор Гарднер Дозуа описывал киберпанк фразой: «high tech, low life», что означало высокие технологии в сочетании с «низкой» жизнью.

Однако расцвет киберпанковского течения длилось недолго. Так, по крайней мере, в начале 90-х заявили его основатели — Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг. К тому же выводу приходили критики и журналисты. Но вот на литературную арену вышел Нил Стивенсон, чьи романы «Лавина» и «Алмазный век» тут же окрестили посткиберпанком. Формально его произведения не слишком сильно отличались от предшествующих книг жанра, это был все тот же киберпанк — но в более убедительном и приближенном к реальности варианте.

В честь выхода переизданий «Лавины» и «Алмазного века» в обновленных переводах, а также ввиду явного роста интереса к киберпанку в последние годы, мы решили подробно рассказать о киберпанке и посткиберпанке.

Предтечи киберпанка

https://fanzon-portal.ru/upload/iblock/4f5/4f5212a9ac6010c663d1554f40d869d0.jpg

Еще за несколько десятилетий до того, как киберпанк сформировался в отдельное литературное направление, появлялись произведения-предтечи, которые во многом предвосхитили будущую жанровую эстетику.

Один из них — роман «Тигр! Тигр» (в другом варианте «Моя цель — звезды») Альфреда Бестера. Книга вышла в 1956 году и рассказывала о единственном выжившем члене космического корабля, Гулливере Фойле. Книга содержит огромное количество фантастических идей, которые получили широкую популярность гораздо позже. Повсеместные высокие технологии, упадок морали, плетущие заговоры могущественные корпорации — все это впоследствии стало атрибутами киберпанка.

Другая не менее важная предтеча жанра — роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филипа Дика. Вышедший в 1968 году роман описывал будущее, в котором несмотря на развитие технологий и робототехники, человечество находилось в упадке. А экранизация романа от Ридли Скотта, озаглавленная «Бегущий по лезвию», в значительной степени определила визуальный стиль киберпанка. Уильям Гибсон даже побаивался его смотреть в страхе от того, что фильм гораздо лучше раскрыл идеи кибер-фантастики, чем он это сделал в своем «Нейроманте».

Что такое киберпанк?

https://fanzon-portal.ru/upload/iblock/570/5708661f153392353588bee99a15dd09.jpg

Название для жанра придумал Гарднер Дозуа, когда наткнулся на рассказ Брюса Бэтке под названием «Киберпанк». Сам рассказ едва ли подходил под определение жанра, но само слово закрепилось. Оно так и кричало об андеграунде, которым, в общем-то, и являлся зарождающийся киберпанк.

Хотя некоторые отдельные рассказы и романы выходили и раньше, полноценное рождение жанра произошло с выходом романа Уильяма Гибсона «Нейромант» (1984), а его автора окрестили «отцом киберпространства». Затем он развил историю до трилогии. В 1985 Стерлинг выпустил «Схизматрицу». Эти книги стали классикой жанра и вдохновили целую волну других авторов начать писать в этом жанре.

Жанрово киберпанк представлял из себя смесь научной фантастики, антиутопии и нуара. Классический конфликт строился вокруг противопоставления «улицы» — хакеров-одиночек, преступников или нищих — и могущественных корпораций. Недаром в слово «панк» вкладывался именно протестный смысл.

Однако столь четкие рамки размылись спустя каких-то 5-10 лет. И каждая новая книга все сильнее противоречила первоначальным определениям жанра. Сегодня киберпанк как никогда на слуху, но его признаки еще более размыты и зачастую ограничиваются лишь визуальными атрибутами. Однако в начале 90-х все были уверены, что жанр утратил свою актуальность и умер — даже сами его создатели стали работать в других направлениях.

Посткиберпанк. Нил Стивенсон и другие

https://fanzon-portal.ru/upload/iblock/b3c/b3cc4cb06030aa00106b388e73cc223c.jpg

Эстетика мрачного неонового будущего, в котором в обиход вошла массовая кибернетика, оставалась привлекательной. Вот только особый «протестный андеграундный заряд» больше не требовался — и это доказал Нил Стивенсон, чей роман «Лавина» стал глотком свежего воздуха и во многом перезапустил движение киберпанка.

В отличие от Гибсона и Стерлинга, Стивенсон был не понаслышке знаком с компьютерными технологиями и программированием, а потому изначально обладал более трезвым взглядом на будущее технологий. В «Лавине» автор изобразил мир, поделенный на бесчисленное множество корпораций. Неторопливым, ироничным, образным языком он рассказывал историю «завтрашнего дня». По прошествии почти 30 лет роман не полностью воплотился в реальность, однако многие вещи — вроде мобильных телефонов и Интернета — стали повседневной обыденностью.

В «Лавине» Стивенсон описал виртуальную реальность под названием Метавселенная. В нее может войти любой человек планеты почти из любого места (если есть оборудование). Если оставить за скобками распространение виртуального вируса, опасного и для реального мира, то Метавселенная по своей сути предвосхитила появление социальных сетей и современных VR-технологий.

https://fanzon-portal.ru/upload/iblock/0b2/0b2f240323a973ce2d297aedfb17f4c5.jpg

Следующий роман Стивенсона, «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц» вновь вызвал ажиотаж. Автор заглянул еще дальше, чем в «Лавине», и описал век нанотехнологий, в котором грань между «высшим обществом» и остальным человечеством невероятно велика. Сюжет разворачивается вокруг нищей девочки Нелл, в руки к которой случайно попадает интерактивный учебник для воспитания аристократок.

После прочтения «Алмазного века» основатель Amazon Джефф Безос показал книгу своим сотрудникам со словами: «Это ваш бизнес-план».

Пожалуй, важной особенностью посткиберпанка стало то, что антигерои, которые жили ради самих себя, сменились на героев, старающихся во благо мира. И вслед за Нилом Стивенсоном в посткиберпанк «ударились» другие авторы — например, Джефф Нун («Вирт»), Ричард Морган (трилогия «Видоизмененный углерод»), Майкл Суэнвик и множество других. В 90-ых рассвет киберпанка пришелся на кино («Матрица», «Вспомнить все», «Тринадцатый этаж») и аниме («Призрак в доспехах», «Эксперименты Лэйн»). В Россию киберпанк пришел с опозданием, но здесь тоже появился ряд примечательных историй: романы Александра Тюрина, «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко, «Демосфера» Ильи Новака, «Дзен-софт» Алексея Верта.

Киберпанк сегодня

https://fanzon-portal.ru/upload/iblock/f81/f814b6480a46b2310c5fe5981ea8a313.jpg

На какое-то время ажиотаж вокруг киберпанка (и его наследника с приставкой «пост») поубавился. Даже фильмы вроде «Матрицы» или «Особого мнения» в открытую никогда не считались чистыми представителями жанра. Время от времени выходили киберпанковские истории — как на Западе, так и на русском — однако гораздо чаще их просто причисляли к фантастике.

Сама идея киберпанка тоже казалась устаревшей. Популярностью начинали пользоваться идеи биотехнологий или космической научной фантастики, а то и вовсе актуальным становился постапокалипсис или антиутопии. Но научно-технический прогресс на месте тоже не стоял, и в какой-то переломный момент эстетика киберпанка начала возвращать былую популярность.

В комиксах жанр прекрасно представлен благодаря, например, «Трансметрополитену» Уоррена Эллиса и «Токийскому призраку» Рика Ремендера. В кино пришло время экранизаций: «Призрак в доспехах», «Бегущий по лезвию 2049», «Алита: Боевой ангел». Антология «Черное зеркало» стала одним из самых нашумевших проектов Netflix, а вышедший в 2018 году сериал «Видоизмененный углерод» был тепло воспринят зрителями и получил продление на второй сезон. Ожидается экранизация и «Нейроманта» Уильяма Гибсона. А компьютерная игра от разработчиков «Ведьмака» Cyberpunk 2077 считается одним из самых ожидаемых проектов ближайших лет.

На подъеме киберпанк и в книгах. Майкл Суэнвик пишет ироничный и приключенческий цикл «Даргер и Довесок», в котором киберпанк сочетается с элементами постапокалипсиса и сатирической фантастики. Мэттью Мэзер написал реалистичный «Кибершторм», в котором раскрыл проблемы кибертехнологий уже в наше время. Аннали Ньюиц в романе «Автономность» сделала ставку на биотехнологии, однако при этом изобразила будущее, близкое по духу к киберпанку, с огромным множеством элементов хай-тека. По похожему пути пошел Леви Тидхар в романе «Центральная станция».

https://fanzon-portal.ru/upload/iblock/e68/e68cde3078264adea0b6d274839f746b.jpg

Сегодня одни только неоновые вывески на фотографии вызывают ассоциации с киберпанком. Понятие жанра стало настолько размытым, что, с одной стороны, порождает вечные споры «А можно ли это причислить к киберпанку?», но вместе с тем доказывает, что жанр жив — просто обрел более широкие рамки. С другой стороны, если истинный киберпанк подразумевал игру контрастов («высокие технологии и низкая жизнь») и протестный, «панковский», настрой — тогда нынешнюю волну правильнее отнести именно к посткиберпанку.

Читайте также:
1. С чего начать читать Нила Стивенсона
2. Эш, охотница на репликантов. Обложка комикса «Бегущий по лезвию 2019»

Источник:
https://fanzon-portal.ru/press-center/r … kiberpank/

Подпись автора

https://nick-name.ru/forum/%C4%D1%C2.gif