Как то листая страницы Рунета (русскоязычный Интернет) наткнулся на данный очерк и решил его сохранить себе. И вот спустя несколько лет отважился таки написать рецензию на этот очерк.
Рецензия на очерк "Эрнст Мах" (сайт aforizmu.com)
Для того что бы дать рецензию, давайте немного окунемся в научную (или учебную) сферу бытия, а иемнно изнаем что такое рецензия и что такое очерк, да и вообще наполним нашу статью научными терминами, ведь нас могут читать неподготовленные читатели.
Очерк, муж. (книжн.).
1. Контур, очертание. «Не подходи: обведена волшебным очерком она.» Баратынский. «Как нежны очерки лица и шеи белой.» Мей.
2. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-нибудь (лит.). Бытовой очерк.
3. Описание, изложение, исследование какого-нибудь вопроса, дающее общее представление о нем. Биографический очерк. Очерк русской грамматики.
Примеры: только мн. Частое заглавие специального научного труда, состоящего из исследования ряда взаимно связанных вопросов. Очерки русской литературы. Очерки по русской истории. [1]
Рецензия (от лат. recensio — осмотр, обследование) — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия содержит оценку работы, указывает на её достоинства и недостатки, требующие устранения. Рецензия информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку. В переводе с латинского «recensio» означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чём-либо». Рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п. Исследователь А. Тертычный в книге «Жанры периодической печати» считает рецензию аналитическим жанром журналистики. Особой разновидностью рецензии является научная рецензия, или рецензия на научную работу. Предметом рецензии выступают информационные явления — книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи, игры. [2]
Экономии мышления принцип — субъективно-идеалистическое положение, по которому критерий истины всякого познания состоит в достижении максимума знаний с помощью минимума познавательных средств; введен Махом («Принцип сохранения работы», 1872) и Авенариусом («Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей траты сил», 1876); распространен в современной буржуазной философии. «Экономии мышления» принцип подвергнут резкой критике В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» как идеалистический, поскольку истинность научных положений определяется не тем, насколько они «экономят» мысль, а их соответствием объективному миру. [4]
Эрнст Мах (18 февраля 1838 – 19 февраля 1916) внес значительный вклад в физику, философию и физиологическую психологию. В физике скорость звука носит его имя, поскольку он был первым, кто систематически изучал сверхзвуковое движение. Он также внес важный вклад в понимание эффекта Доплера. Его критика ньютоновских идей абсолютного пространства и времени вдохновила молодого Эйнштейна, который считал Маха философским предшественником теории относительности. Его систематический скептицизм по отношению к старой физике был также важен для поколения молодых немецких физиков. [5]
Собственно вот, ниже представлена работа с сайта aforizmu.com, которую я идентифицирую как портретный очерк. Собственно на этот очерк и будет моя рецензия. Не буду произносить постмодернистских фраз в стиле Бэдкомедиана: "Статья - дерьмо! Всего Вам злого..." нет статья с сайта вполне обычная, дает общие понятия про Эрнста Маха, но не раскрывает суть его личности, ни как физика теоретика, ни как философа. Очерк очень неточный, расплывчат и фактически это не профессиональный чертеж, а эскиз на вольную тему. Но как искра способная разжечь интерес к проблеме махизма в философии или к изучению теоретической физики вполне себе подойдет.
Собственно сам текст статьи ниже:
Эрнст Мах
(1838-1916)Один из основоположников эмпириокритицизма, называемого еще по его имени махизмом. Он был крупным австрийским физиком, сделавшим много открытий в своей области. Мах стал известен как философ после выступления с рядом работ, в которых пытался разрешить кризис, возникший в естествознании посредством истолкования исходных теоретических понятий классической физики.
Мах исходит из того, что человеческое познание начинается с ощущений, которые он называет элементами, и говорит, что эти элементы обладают нейтральным характером. Он пишет: «Итак, восприятия, как и представления, воля, чувствования, одним словом - весь внутренний и внешний мир, составляются из небольшого числа однородных элементов, образующих то более слабую, то более крепкую связь. Эти элементы обыкновенно называют ощущениями. Ввиду того, однако, что под этим названием подразумевается уже определенная односторонняя теория, мы предпочитаем просто говорить об элементах... Все исследование сводится тогда к определению связи этих элементов». Он подчеркивает, что вещь, тело, материя - ничто помимо связи их элементов.
Мах выдвигает два основных требования, которым должна следовать наука: экономия мышления и стремление к чистой описательной науке. Принцип экономии мышления был выдвинут Махом в связи с его исследованиями в области механики. Мах высказывает мысль, что механика не является совершенным и единственным изображением реальности. Основываясь на этом, он подвергает критике понимание Ньютоном абсолютности пространства и времени, утверждая, что физические законы связаны со взаимодействием масс (это было сформулировано им как принцип Маха), данное утверждение опровергало положение Ньютона о том, что пространство и время абсолютны, так как не зависят от распределения тяготеющих масс.
По утверждению Эйнштейна, Мах потряс догматическую веру в механицизм. Отрицание Махом абсолютности пространства приводило к более экономному представлению о мире, так как в этом случае существовали не отдельно пространство и материя, а пространственно упорядоченная материя. В принципе экономии мышления Маха содержалось большое рациональное зерно, так как в нем высказывалось требование содержательной простоты и единства теорий. Однако в утверждениях Маха проявилось преувеличение этого принципа в ущерб требованию соответствия теории и фактов. В принципе экономии мышления Мах подчеркивал важность чистого описания, видя в нем источник нового знания. Он утверждал, что почти всякое знание возникает из ощущений, и тем самым принижал роль логического мышления. Главное для Маха - это наблюдение. С. Франк писал: «Согласно Маху и его непосредственным последователям, фундаментальные законы физики должны формулироваться таким образом, чтобы они содержали только понятия, которые могли бы быть определены непосредственными наблюдениями, или, по крайней мере, связаны короткой цепью мыслей с непосредственными наблюдениями».
Однако Мах впадает в крайность, объявляя экономию мышления основной характеристикой познания. Распространяя на человека учение Дарвина о естественном отборе, Мах полагает, что организмы в силу биологического инстинкта к самосохранению и выживанию приспосабливаются к фактам действительности, что означает экономию мышления. [3]
Как мне кажется в очерке нет поставленной цели, нет выводов, нет какой то изюминки. Вот к примеру если взять мою рецензию. Зачем я ее вообще начал писать? Что бы популяризировать личность Маха. Что бы разжечь в моих читателях тягу к познанию философии, физики и собственно махизма как философской школы. Это цель моей рецензии.
Какие выводы можно сделать после прочтения рецензии и собственно самого портретного очерка? Мах был великим человеком, великим физиком-теоретиком: настоящий Шелдон Купер наших дней, в хорошем смысле слова. Так же Эрнст мах был прекрасным философом, который внедрил теорию экономии мышления открыв принцип экономии мышления. Дал жизнь как научному направлению в воздухоплавании (скорость полета реактивных самолетов стала измеряться махами) из-за скорости звука, а так же дал шанс коммунизму и всем остальным прогрессивным школам философской мысли, через эмпириокритицизм (махизм), от которых увы, к несчастью отвернулись большевики. Стоит ли упоминать что следование догмам и классикам марксизма от части привело к краху Советского Союза и всецело системе советов в СССР? А что сейчас? Сейчас мы видим как коммунисты всех стран и народов через грамшизм возвращаются к пониманию Маха и с помощью махизма могут и будут снова проводить глобальные эксперименты, более эффективные чем это сделали большевики и классические марксисты.
Еще один немаловажный вывод, а точнее следствие из теории: если Вам нужно найти информацию о Махе и Махизме, воспользуйтесь лучше ссылками на источники, которые я использовал. Прежде всего это Википедия и как это ни странно стэнфордская энциклопедия философии. В последней Вы сможете найти для себя много ценной, полезной и самое главное уникальной информации, которая редко встречается в наших русскоязычных (советских) источниках (учебниках).
Ниже представлено фото Эрнста Маха:
Удачи Вам, дорогие читатели, в познании Маха, махизма и вообще в познании всего Мира.
Источники:
1. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940
2. Википедия
3. Сайт "aforizmu.com"
4. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 533.
5. Стэнфордская энциклопедия философии
Отредактировано Старый NEOкоммунист (2023-04-06 13:14:17)