Что такое ККИ? (Коллекционные Карточные Игры)
Коллекционная карточная игра (ККИ, англ. Collectible Card Game, Trading Card Game[a]) — разновидность настольных и компьютерных игр. В отличие от традиционных карточных игр, коллекционные карточные игры используют специальные карты, схожие с коллекционными карточками. В крупных коллекционных карточных играх могут существовать тысячи различных карт. Нельзя приобрести все существующие карты одновременно; вместо этого от игроков ожидается, что они будут приобретать карты небольшими наборами и составлять свои индивидуальные колоды. Собственно игра между игроками ведётся с использованием различных правил, которые могут сильно различаться для разных игр.
Общие черты ККИ
Существует большое количество ККИ разных издателей. Каждая ККИ имеет свою структуру, свои правила, свои карты. Тем не менее, у них есть общие черты.
1. В подавляющем своём большинстве ККИ представляют собой стратегические игры с элементом случайности.
2. Играющие сами составляют колоды карт. В ККИ имеется огромное количество карт — намного больше, чем может попасть в колоду.
3. Карты продаются в виде случайных наборов. Поэтому, чтобы собрать конкурентоспособную колоду, приходится не только покупать эти наборы в магазине, но и покупать, продавать и менять карты «из рук в руки».
Первое знакомство
Я видел как в американских фильмах герои дети - собирают карточки по бейсболу, у нас в России были вкладыши из жвачек или фишки, которые покупались отдельно в наборах или с чем-то (например с линейкой или набором карандашей или с учебником по иностранному язык). Но где то в конце 90-х я у нас во дворе у одного мальца увидел калоду карт, это были не игральные карты, а карты с картинками сказочных существ. Я тогда не придал этому значение, но уже через пять-восемь лет в начале двухтысячных я узнал что оказывается есть ККИ и целые сообщества людей, которые любят играть в ККИ.
Первое мое знакомство было заочным, я скачал с диса от журнала пару карт и распечатал их на черно-белом принтере. Потом с другим журналом был другой диск и новая ККИ. К середине двухтысячных у меня была коллекция из распечатанных карточек от разных игр. Стали появляться правила, я понял чем одна система отличается от другой и вот однажды узнал что у нас в городе есть клуб где можно купить оригинальные карточки и поиграть со своими товарищами в эти игры.
Подробности
Помимо общих правил, описанных в инструкции, каждая карта имеет свои эффекты и особенности, описанные прямо на карте. Кроме того, карты украшены рисунками, обычно соответствующими смыслу карты.
В ККИ игрок сам составляет свою колоду (для начинающих продаются сформированные наборы — «стартеры»). Формирование колоды позволяет разнообразить игру и даёт возможность игроку использовать свою стратегию и тактику. Поскольку количество разнообразных карт в ККИ может на порядки превышать стандартный размер колоды и сами они отличаются зачастую уникальными свойствами, то количество возможных колод становится практически бесконечным. Однако действительно конкурентоспособных колод обычно немного, особенно в рамках одного издания.
Помимо стартеров, также продаются «бустеры» (booster) — наборы случайно подобранных карт. Например, в Magic: The Gathering бустер состоит из 15 карт разной степени редкости. Учитывая, что в ККИ обычно разновидности карт каждой редкости исчисляются десятками, легко понять, что редкие карты ценятся значительно дороже и достать их бывает весьма трудно.
Хотя некоторые игры используют бросание кубиков, основной элемент случайности, конечно, предоставляется самими картами, которые могут разложиться тысячами вариантов. «Нерасклад» может позволить выиграть одну игру у кого угодно, даже у самого сильного профессионала. Настоящим мастерством считается умение составлять колоды, минимально подверженные «нераскладу».
Коллекционными эти игры называются потому, что количество карт значительно больше, чем используется одним игроком, и приобрести сразу все существующие карты невозможно. Помимо самого процесса игры, для игрока важным становится получить карты, которые считаются редкими. Можно сказать, что процесс обмена, покупки, продажи карт является одной из составляющих частей удовольствия, получаемого от ККИ игроками, и дохода, получаемого производителями. Многие игроки собирают тематические коллекции; к примеру, в Magic: The Gathering принято собирать карты существ одного типа — эльфов, ангелов, зверей и многих других.
Во многих ККИ принято издавать ограниченный тираж специальных переливающихся «фойловых» (foil) карт. Они обычно ценятся в полтора-два раза дороже обычных и очень часто являются предметом коллекционирования.
История
Коллекционирование бейсбольных карточек — традиционное хобби в США, появившееся ещё в середине XIX века. От бейсбольных карточек до ККИ остался один, но очень важный шаг — кодифицированные правила и написанные на картах особенности. И этот шаг преодолела Allegheny Card Company, выпустив набор из 104 карт с изображениями бейсболистов. Игра оказалась непопулярной и ныне известна разве что коллекционерам.
Снова концепцию ККИ разработал математик Ричард Гарфилд, выпустив в 1993 году Magic: The Gathering. В 1997 году компании Wizards of the Coast был дан зонтичный патент, покрывающий практически все виды коллекционных игр (имеющихся и будущих). Связанные с патентом разбирательства между Wizards of the Coast и Pokemon USA были решены во внесудебном порядке, подробности засекречены.
В России
В конце двухтысячных когда стали доступны торренты и социальные сети ККИ перешли и на торренты и в соцсети. Так знаменитая "Мотыга" ((ККИ) Magic: The Gathering или просто "Магия") появилась и на дисках в виде электронной игры на ПК и на торрентах в виде игры для ПК и в виде сканов карточек и в нее можно было играть и на бумаге и на ПК не тратя ни копейки.
Так же было и с Берсерком (Берс) который открыл сам свой сайт, там можно было купить за электронный рубли карточки (электронные карточки) можно было покупать и картонные в клубах и магазинах. Магазинов и клубов стало много. Еще появились две игры в ВК которые игрались не совсем по правилам Берсерка, но карточки были схожие. Видимо авторские права, но умельцы обходили их.
Украинский проект ККИ "Война" про Вторую Мировую не нашел своего продолжения, зря, прикольная система. И так же не нашла своего развития и ККИ "Небожители" которую разработали не менеджеры, а математики и система там была на таком баллансе о котором все остальные игдатели и не мечтали. Там были самые честные и самые трудные матчи, там играли умом, а не случайностью или ценой общей коллекции карточек.
В конце двухтысячных и начале десятых стали появляться всевозможные ККИ на базе журналов "Могучий Человек паук" и пр. Я покупал их не столько ради карточек, сколько ради самих журналов - в каждом номере был урок по рисованию супергероя или суперзлодея. Если Вам известны еще проекты ККИ напишите о них в комментариях, раньше я видел только эти, но уверен что были и другие игры в формате ККИ.
Технология и доступность
Сегодня в 2022 году все эти настольные игры, а особенно ККИ пошли на спад. Во-первых их стало очень и очень много. Берсерк к примеру был старого вида, потом переиздания, новый дизайн карточек, но система старая, а теперь новый и дизайн и система. Таким образом один издатель уже имеет минимум три армии фанатов. Лично мне нравятся только первые две системы. Я уж молчу про отдельные игровые и дуэльные наборы играть которыми можно только в условиях этих наборов.
Но так или иначе технология написания программам и создания сайтов для игр ККИ убивает картонные изделия. Точно так же блоги убивают классическую литературу, а тик-ток и ютьюб убивает кино и сериалы. Но даже на бумаге сегодня очень большой пласт населения РФ и других стран может себе позволить напечатать и черно-белые карточки и даже цветные наборы.