«Логико-философский трактат» великого Витгенштейна - целая эпоха в философии ХХ в. Концепция идеального языка
3 августа 2021
Мы знаем только то, о чем мы можем ясно сказать
Для человека границы его языка означают границы его мира
Фигура Людвига Витгенштейна оказала громадное влияние на развитие философии ХХ века. Интерес к Витгенштейну колоссален. Он привлекает даже тех, кто совершенно равнодушен к аналитической философии. О нем пишут стихи, он вдохновляет художников на картины, его работы положили на музыку. Кроме того, о нем существует бесчисленное множество мемуаров. И все это параллельно нескончаемому потоку комментариев к философии Витгенштейна. «Логико-философский трактат», основное произведение Витгенштейна ознаменовал целую эпоху в философии ХХ века и, прежде всего, в англоязычной философии.
Краткая биография Витгенштейна
Витгенштейн родился 26 апреля 1889 года в Вене, Австрия, в богатой промышленной семье, хорошо известной в интеллектуальных и культурных кругах Вены. В 1908 году он начал изучать авиационную инженерию в Манчестерском университете, где его интерес к философии чистой математики привел его к Фреге. По совету Фреге в 1911 году он отправился в Кембридж, чтобы учиться у Бертрана Рассела.
Рассел писал при встрече с Витгенштейном: «Неизвестный немец казался… упрямым и извращенным, но я не думаю, что он глуп». В течение одного года Рассел был убежден: "Я, конечно, поддержу его. Возможно, он совершит великие дела… Я люблю его и чувствую, что он решит проблемы, которые я слишком стар для решения". Понимание Рассела было точным. Витгенштейн был своеобразным в своих привычках и образе жизни.
В течение своих лет в Кембридже, с 1911 по 1913 год, Витгенштейн провел несколько бесед по философии и основам логики с Расселом, с которым у него были эмоциональные и интенсивные отношения, Он уединялся в Норвегии на месяцы, чтобы обдумать эти философские проблемы и найти их решения.
В 1913 году у Витгенштейна умер отец, в итоге он унаследовал большое состояние. Значительную часть наследства Витгенштейн пожертвовал деятелям культуры, в частности - поэту Рильке. А от оставшейся части наследства отказался в пользу своих сестер и братьев.
Европа в те годы стояла на пороге катастрофы – первой мировой войны. Как и двое его братьев, Витгенштейн считал своим долгом защищать свою родину и в 1916 году записался добровольцем в австрийскую армию. Свое самое знаменитое произведение – «Логико-философский трактат» Витгенштейн пишет во время войны и завершает его в 1918 году. В 1919 г. после освобождения из итальянского плена, Витгенштейн возвращается в Австрию, где сразу же приступает к переговорам с издателями. Однако издатели не торопились с публикацией столь неординарного произведения. Первые два издания вышли только в 1921 году: сначала на немецком в Германии, затем на английском языке с предисловием Бертрана Рассела в Лондоне. Сам Витгенштейн в это время был уже далеко от городов и интеллектуальной суеты – он отправился в австрийские Альпы, в глухую деревушку, где устроился преподавателем начальных классов. Учителем Витгенштейн проработал 5 лет, до 1926 года. Затем Витгенштейна посетило желание стать монахом, затем какое-то время он проработал садовником.
В 1927 году Витгенштейн вернулся в Вену и стал регулярно посещать Венский кружок, для представителей которого, он уже стал культовой фигурой.
Венский кружок — это объединение философов и ученых, существовавшее в Вене в 20–30-е годы прошлого века. Кружок был мировым центром логического позитивизма — философского направления, пропагандировавшего научное миропонимание.
нет – оно ложно. На этом тезисе, собственно, и строится весь логический атомизм.
Все как будто бы ясно. Но стоит сделать еще шаг, как немедленно возникают трудности. Возьмем, например, такое высказывание: «Все люди смертны». Кажется, нет никого, кто вздумал бы оспаривать его истинность. Но есть ли такой факт, как то, что существует в наличии, что «происходит»? Другой пример. «Не существует единорогов» – видимо, это тоже истинное высказывание. Но получается, что его коррелятом в мире фактов будет отрицательный факт, а они не предусмотрены в трактате Витгенштейна, ибо, по определению, они «не происходят».
Каково же отношение предложений к фактам в логическом позитивизме? Согласно Расселу, структура логики как остова идеального языка должна быть такой же, как и структура мира. Витгенштейн доводит эту мысль до конца. Он утверждает, что предложение есть не что иное, как образ, или изображение, или логическая фотография факта. С его точки зрения, в предложении должно распознаваться столько же разных составляющих, сколько и в изображаемой им ситуации. Каждая часть предложения должна соответствовать части «положения вещей», и они должны находиться в совершенно одинаковом отношении друг к другу. Изображение, дабы оно вообще могло быть картиной изображаемого, должно быть в чем-то тождественным ему. Это тождественное и есть структура предложения и факта.
«Предложение, – картина действительности: ибо, понимая предложение, я знаю изображаемую им возможную ситуацию. И я понимаю предложение без того, чтобы мне объяснили его смысл» Витгенштейн
По Витгенштейну можно было бы рассуждать так: логика и ее язык в конечном счете сформировались под воздействием действительности, и потому они отображают ее структуру. Поэтому, зная структуру языка, мы можем, опираясь на нее, реконструировать и структуру мира как независимой реальности. Это было бы возможно, если бы мы имели гарантию того, что логика «Principia Mathematica» имеет абсолютное значение, и если бы можно было быть уверенным в том, что мир был создан Господом по образцу логико-философской концепции Рассела и Витгенштейна.
Principia Mathematica / Основания математики - трёхтомный труд по логике и философии математики Альфреда Норта Уайтхеда и Бертрана Рассела, выпущенный в 1910, 1912 и 1913 годах. Наряду с «Органоном» Аристотеля и работой «Основные законы арифметики» Готлоба Фреге является одним из самых влиятельных трудов по логике в истории. Объём Principia Mathematica в общей сложности составляет около 2000 страниц. В своей работе Рассел и Уайтхед стремились показать, что вся математика сводится к логике с помощью набора аксиом и нескольких основных понятий, то есть обосновать логицизм.
Но это слишком смелая гипотеза. Куда более правдоподобно мнение, что логика «Principia Mathematica» – только одна из возможных логических систем. Логический анализ, предложенный Расселом, и анализ языка, предложенный Витгенштейном, имели целью устранение произвола в философских рассуждениях, избавление философии от неясных понятий и туманных выражений. Они стремились внести в философию хоть какой-либо элемент научной строгости и точности, хотели выделить в ней те ее части, аспекты или стороны, где философ может найти общий язык с учеными, где он может говорить на языке, понятном ученому и убедительном для него. Витгенштейн полагал, что, занявшись прояснением предложений традиционной философии, философ может выполнить эту задачу. Но он понимал, что философская проблематика шире, чем то, что может охватить предложенная им концепция.
Возьмем, например, вопрос о смысле жизни, одну из глубочайших проблем философии; точность, строгость и ясность здесь едва ли возможны. Витгенштейн утверждает, что то, что может быть сказано, может быть ясно сказано. Здесь, в этом вопросе, ясность недостижима, поэтому и сказать что-либо на эту тему вообще невозможно. Все это может переживаться, чувствоваться, но ответить на такой мировоззренческий вопрос по существу нельзя. Сюда относится и вся область этики.
Но если философские вопросы невыразимы в языке, если о них ничего нельзя сказать по существу, то как же сам Витгенштейн мог написать «Логико-философский трактат»? Это и есть его основное противоречие. Рассел замечает, что «Витгенштейн умудрился сказать довольно много о том, что не может быть сказано».
Философ же не может исключить себя из своей философии. Отсюда и та непоследовательность, которую допускает Витгенштейн. Если философские предложения бессмысленны, то ведь это должно относиться и к философским суждениям самого Витгенштейна. И кстати сказать, он мужественно принимает этот неизбежный вывод, признает, что и его философские рассуждения бессмысленны. Но он стремится спасти положение, заявив, что они ничего и не утверждают, они только ставят своей целью помочь человеку понять что к чему и, как только это будет сделано, они могут быть отброшены.
Очевидно, что весь логический атомизм Витгенштейна, его концепция идеального языка, точно изображающего факты, оказалась недостаточной, попросту говоря, неудовлетворительной. Это вовсе не значит, что создание «Логико-философского трактата» было бесполезной тратой времени и сил. Мы видим здесь типичный пример того, как создаются философские учения. В сущности говоря, философия представляет собой исследование различных логических возможностей, открывающихся на каждом отрезке пути познания.
Но и это не все. У Витгенштейна есть еще одна важная идея, естественно вытекающая из всей его концепции и, может быть, даже лежащая в ее основе: мысль о том, что для человека границы его языка означают границы его мира, так как для Витгенштейна первичной, исходной реальностью является язык. Правда, он говорит и о мире фактов, которые изображаются языком. В «Логико-философском трактате» постоянно обнаруживается тенденция к слиянию, отождествлению языка с миром. «Логика заполняет мир; границы мира суть и ее границы».
Таким образом, Витгенштейн, а за ним и другие неопозитивисты замыкаются в границах языка как единственной непосредственно доступной реальности. Мир выступает для них лишь как эмпирическое содержание того, что мы о нем говорим. Его структура определяется структурой языка, и если мы можем как-то признать мир независимым от нашей воли, от нашего языка, то лишь как нечто невыразимое, «мистическое».
Спасибо за внимание! Продолжение следует