Кинопрокат СССР 1977 года. Фильм "Венок сонетов". Киностудия "Беларусьфильм"

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5212831/pub_6331e519ec95b558ae6ed9f4_6331e551b91d2a710600a87e/scale_1200

Фильм по мотивам повести Виктора Муратова "Мы убегали на фронт".

Режиссер фильма Валерий Рубинчик".

Сценарист Виктор Муратов.

Композитор Евгений Глебов.

Актеры: Игорь Меркулов, Саша Жуковский, Ирина Зеленко, Владимир Юрьев, Эммануил Геллер, Георгий Штиль, Валентин Никулин, Пётр Юрченков (старший), Виктор Ильичёв, Люда Куцелай, Александр Харитонов, Евгений Шабан, Вадим Ганшин, Леонид Кмит, Борис Гитин, Повилас Саударгас, Людмила Аринина, Света Крезо, Александр Катько, Анна Дубровина, Ольга Лысенко, Любовь Румянцева.

О сюжете:

В самом конце войны двое ребят сбегают из училища и пробираются на фронт.

В вокзальной сутолоке беглецы теряют друг друга — и вскоре одному из них предстоит принять свой первый бой.

Но и после капитуляции Германии ещё остаются недобитые фашисты.

Отличный фильм!

Поразительный!

Один из лучших фильмов о войне.

К сожалению, недооцененный.

Картина полна чистоты и романтики.

В фильме есть что-то пронзительно-щемящее, трогающее душу.

Убедительно передано то тяжелое и тревожное время.

Прекрасно играют актеры,

Очень хороший комментарий и привожу его почти полностью:

Море.

Выброшенный на берег корабль.

Одетый в черное старик, который тащит катафалк по белому песку прибалтийского побережья.

Эти начальные кадры мелькнут и в финале, и только тогда станет понятно, о чем это спрашивают старика немцы, подъехавшие на мотоцикле, что это за выстрел гремит вдалеке, где и когда все это происходит.

А пока черный фон приходит на смену первому эпизоду, и звучат за кадром стихи — эпиграф к фильму и его камертон.

Эти первые странные кадры, задавая тон повествованию, где мир предстает необычным, где все перемешано, переворошено.

Где на открытой поляне стоят самые, что ни на есть, домашние стулья и большие старые часы.

Где школьники занимаются в доме, половина которого снесена, и теперь он виден, как на чертеже, в разрезе.

Где музыканты в строгих концертных фраках играют, сидя в кузове грузовика, знаменитую симфонию Моцарта, а слушают их двое солдат, охраняющих границу, условно обозначенную шлагбаумом, да еще двое мальчишек, которые мечтают попасть на фронт.

Однако же к необычности окружающего героев мира привыкаешь быстро, может быть, потому, что мир этот привычен для самих героев, которым очень мало лет, и четыре года войны для их жизни большой срок.

Другую, нормальную, мирную жизнь они, верно, успели позабыть, а эта — военная — приобрела для них черты устойчивого быта.

Их история, история двух мальчишек, которые упрямо, наперекор всем и всему бегут на фронт, когда война почти окончена и бои уже идут в Берлине, развивается не столько по законам сюжетного повествования, сколько по законам поэтическим.

Отсюда и деление фильма на маленькие новеллы — сонеты (их, правда, шесть, а не пятнадцать, как велит канон), отсюда и особая важность стихов, специально написанных для фильма и прочтенных за кадром их автором Беллой Ахмадулиной.

Главный герой картины Артем пишет стихи, и, рассказывая о его судьбе, авторы не только сталкивают с войной ребенка, но и само искусство сталкивают с войной, придавая ему тем самым новый неожиданный смысл.

Вот рабочие с трудом вытаскивают на веревках из ящика что-то тяжелое, а это бюст Пушкина, возвращающийся на пьедестал из временной эвакуации, и криками ура встречает его музыкальный взвод, который проходит мимо Пушкина в торжественном марше.

Вот сидит этот взвод в оркестровой яме маленького провинциального театра на спектакле "Три сестры" и ждет взмаха руки капельмейстера, чтобы проводить полковника Вершинина своим маршем, и совсем неожиданно звучат знакомые чеховские слова: "Уходят наши. Ну что ж, счастливый им путь. О, как играет музыка. Они уходят от нас".

А вот и совсем другое искусство — довоенное танго, под звуки которого танцует с девушкой молодой лейтенант на маленькой танцплощадке, крохотном островке мира посреди войны.

И даже корреспондент фронтовой газеты Пожарский, случайный попутчик Артема, читает ему Шекспира.

А в конце фильма возвращаются начальные кадры — море, выброшенный на берег корабль, одетый в черное старик,— возвращаются и мелькают на экране уже прошедшие эпизоды, как возвращаются в традиционном "венке" первые строки четырнадцати сонетов, образуя собой пятнадцатый и последний сонет.

Так кончается этот фильм, похожий на венок, возложенный в память тех, кто и сам бы мог писать стихи, но не успел, и теперь искусство делает это за них, рассказывая об их судьбе, отдавая им свою дань.

Надежда Целиковская

"Спутник кинозрителя", декабрь 1977 года

Одно из мест съёмки фильма - Калининград.

Фильм - поэзия.

Живой голос Беллы Ахатовны, чистота и свет пронизывает всю картину.

Один из двух-трех по-настоящему классических фильмов о войне, снятых в СССР.

Один из немногих, по-настоящему классических, фильмов о войне, снятых в СССР.

https://dzen.ru/media/id/5fdb5ab503a5a1 … 58ae6ed9f4