Фильм «Отряд 10 из Наварона» (1978)
Фильм «Отряд 10 из Наварона» (1978)
Продолжение фильма «Пушки острова Наварон». Вышло в декабре 1978 года.
Новые приключения выживших на острове Наварон, Мэллори и Миллера. Теперь их отправляют в Югославию, чтобы разыскать и убить предателя. Самолет — транспорт до Югославии — им приходится делить с американским «Отрядом 10» под командованием подполковника Барнсби. У «Отряда 10» своя миссия — уничтожить мост, через который должны переправиться немецкие танки.
В Югославии миссии перемешиваются — Барнсби помогает англичанам с предателем, а Мэллори и Миллер помогают американцам с их заданием.
«Отряд 10» — классический пример фильма, побывавшего в «производственном аду». А также наглядная иллюстрация поговорки про «собаку на сене».
Фильм «Пушки острова Наварон» вышел в 1961 году. Стал большим кассовым хитом. Естественно, в головах причастных к фильму начали крутиться мысли о продолжении. Чтобы опять с Грегори Пеком, Дэвидом Нивеном и Энтони Куинном в главных ролях. И чтобы опять про войну.
В середине 1960-х уговорили Алистера Маклина — автора романа «Пушки острова Наварон» — написать продолжение. Маклин не хотел писать роман — он вообще чурался продолжений. Но сценарий фильма «Наварон 2» он написал. В 1967 году уже было объявлено о том, что скоро начнутся съемки. И вот тут выяснилось, что права на киношный «Наварон» принадлежат продюсеру «Пушек», Карлу Форману. Он очень удачно «застолбил» их за собой.
Ну, то есть права на книгу у Маклина. А права любое киновоплощение «Наварона» — у Формана. И Форман никому их передавать/продавать не собирался. Потому что сам хотел поучаствовать в проекте. Но у Формана не было денег. Банальная история — пара провальных проектов и вот уже инвесторы и студии воротят носы. И не желают дать продюсеру-неудачнику сколько-то там миллионов. «Наварон 2» завис.
Маклин тогда пожал плечами и переработал свой сценарий в роман, который вышел в 1968 году.
Форман же еще несколько лет держал в уме продолжение «Наварона» и занимался другими проектами. Пара удачных проектов — особенно ему удался фильм «Золото Маккены» 1969 года — и вот уже Форман снова на коне. В 1970-х он искал инвесторов на «Наварон». Процесс подзатянулся — из-за предполагаемого большого бюджета фильма. Поиски закончились в 1976 году. Деньги были получены от 5-6 разных фирм из разных стран. И наконец-то с фильмом всё завертелось.
Фильм обошелся в 10 с чем-то миллионов. Большие деньги для того десятилетия. Для сравнения, «Челюсти» Спилберга в 1975 году обошлись в 9 миллионов. Первые «Звездные войны», вышедшие в 1977 году, стоили 11 миллионов. То есть у «Отряда 10» был бюджет на уровне большого блокбастера. Тем сокрушительнее был провал этого фильма.
И не сказать, что создатели фильма не старались. Актеров набрали по высшему уровню. Оригинальная тройка актеров — Пек, Куинн и Нивен — сниматься уже не могла. Каждому из них во время съемок сиквела шел седьмой десяток — возраст не для экшн-фильмов. Поэтому Роберт Шоу («Челюсти») заменил Пека, Эдвард Фокс («День Шакала») — Нивена, а персонажа Куинна просто убрали из фильма.
К ним добавили Гаррисона Форда (аккурат между 4 и 5 эпизодами «Зведных войн»), Карла Уэзерса («Рокки»), Франко Неро («Джанго»). А также Барбару Бах и Ричарда Кила — оба из бондовского фильма «Шпион, который меня любил». Режиссером наняли Гая Хэмилтона, который к тому времени снял 4 фильма о Джеймсе Бонде.
В общем, представительный актерский парк, профессиональный режиссер, хороший бюджет. Что могло пойти не так? Сценарий.
Был оригинальный сценарий Маклина. Потом была переделка сценария от Формана. Затем было несколько промежуточных вариантов, авторов которых история не сохранила. Потом был «итоговый вариант» сценария от Робина Чапмана. Потом этот вариант правил Ян Бэннон. А во время съемок сценарий переписывал на ходу Джордж Фрейзер. Пословицу про нянек и одноглазое дитя помните? Вот, это ее иллюстрация.
В результате всех этих переделок от Маклина в фильме остались сущие трохи. Имена нескольких персонажей, да кое-какие локации. Всё. Что касается «продукта» сценаристов, то это был какой-то кошмар. Такое ощущение, что ТЗ для сценария звучало так: «В конце должна взорваться плотина, а до этого придумайте там какой-нибудь туфты на 2 часа». И это ТЗ сценаристы в точности исполнили. Потому как в конце фильма действительно взрывается плотина, а до этого 2 часа показывается какая-то туфта.
Диалоги, один другого страшнее. Экшн-сцены, вставленные только ради наличия экшн-сцен. Логика как в начале фильма (в тот момент, когда Мэллори объясняют суть его задания) ушла курить, да так уже больше и не возвращалась. Фильм получился из разряда «в любой момент можно уйти на полчаса, затем вернуться и на экране по прежнему будут те же бессмысленно копошащиеся персонажи». И это в 1970-е, когда за осмысленностью сценариев еще хоть как-то приглядывали. В отличие от наших дней.
Обратите внимание на название фильма. Даже в нем умудрились облажаться. В книге "Force 10" называли операцию Мэллори. Поэтому, собственно, и "Отряд 10 из Наварона". (Или "Ураган с острова Наварон" - у "Force 10" есть несколько значений.) Потому что в книге Мэллори после завершения операции на Навароне сразу же отправляется на новое задание. А в фильме "отрядом 10" называют подразделение Барнсби, который никогда не был на Навароне. Поэтому название "Отряд 10 из Наварона" в фильме не имеет никакого смысла.
«Пушки» стоили 6 миллионов. Собрали 30. «Отряд 10» стоил 10+ миллионов. Собрал 7. Насколько это не порадовало продюсеров фильма — прикидывайте сами. Но такой итог закономерен. Как самостоятельный фильм, «Отряд 10» — вот вообще никак не тянет на блокбастер. Как продолжение «Пушек» — так 17 лет же прошло между фильмами. Тут уже не сделать кассу на фанбазе.
Итог. Очень среднее кино. Посмотреть можно, но только если совсем уж больше некуда потратить 2 часа жизни.
6/10