«Матрица» (англ. The Matrix) — американско-австралийский научно-фантастический боевик, снятый братьями Вачовски по собственному сценарию и спродюсированный Джоэлом Сильвером. Главные роли исполнили Киану Ривз, Лоренс Фишберн, Керри-Энн Мосс и Хьюго Уивинг. Фильм вышел на экраны США 31 марта 1999 года и послужил созданию одноимённой медиафраншизы, в которую вошли ещё 4 фильма, комиксы, компьютерные игры и аниме».
Сюжет
В фильме два сюжета, с одной стороны наш Мир, в котором все работают, трудятся, живут, в общем зарабатывают себе на старость, наш главный герой г-н Андерсон не исключение. Он так же работает на определенную контору, делает какие то графики, таблицы, как Чендлер Бингз в сериале Друзья. С другой стороны Мир машин, оказывается была война роботов против людей и победили роботы и создали нам некую виртуальную игру в которой мы все живем и работаем, ну как в игре ГТА только без беспредела, а с работой и политикой. Хотя некоторые ублюдки могут и беспредел устроить. Фактически все люди живут в неких барокамерах, наполненных жижей для сохранения тепла, эдакие ванны с проводами и не просыпаясь живут в мире своих иллюзий в некой виртуальной реальности как в онлайн игре, выполняют там квесты, получают деньги, покупают себе квартиры, машины, еду и все остальное.
Сюжет кстати бомбический, так как фактически мы все можем жить в таком Мире и нифига не знать про реальность и никто нем не покажет реальность. Но в фильме была команда реальных парней, которая каким то образом смогла убежать из этих ванн и выпутаться из сети глобального онлайна и постепенно выдергивала из плена роботизации таких вот как главный герой, людей.
Потом оказывается что главный герой не просто человек, а некий избранный и он вроде как должен переломить ход войны людей и машин и победить вездесущий ИИ. И поначалу все развивается так себе, потому что г-н Андерсон никаким себя избранным не видит и наоборот пытается всем объяснить что он не уникальный а вполне обычный и заурядный человек, но после середины фильма что-то с ним случается и он понимает что законы компьютерной симуляции можно изменить и можно на инженерном уровне обойти роботов. Ведь машины это программы, которые подчиняются логике, а человек это не логичное существо, которое может и в мире логики жить и в мире иррациональности существовать и таким образом он начинает бороться с врагами и доказывает и себе и окружающим что он все таки избранный.
Критика
Фильм фантастический, но не научный ибо основная техническая составляющая мира фильма это отнюдь не полное погружение в онлайн, это то как раз может и будет причем в недалеком будущем, а вот тот факт что роботы используют спящих людей как источник тепла и электрической энергии — это абсурд, термоядерная реакция дает в миллионы раз больше электрической энергии чем тело человека. Да если бы роботы стали использовать ядерные и термоядерные реакторы то тогда человек роботам не понадобился бы и мира матрицы не существовало бы, поэтому сценаристы и пошли на такую не логичную и антинаучную хитрость.
И хотя философия фильма сильна, опять же мир в котором живут все люди всего лишь симуляция их реального мира, так же как и мы можем жить в симуляции и не видеть реальный мир рассыпается в прах от мысли что роботам ядерные и термоядерные технологии пришлись бы в разы полезнее чем плантации с людьми-клонами, которых надо еще как то кормить, обогревать и проверять нормально ли они спят в своей матрице. А ведь в программах и сбои бывают и в матрице они есть в виде призраков, старых домов, зоны 51 или повторов дежавю и прочего. Поэтому роботы могли бы обойтись и без людей, что бы не контролировать потенциально опасную группу энергоносителей, а перейти на полностью безопасную (с точки зрения революции) атомную энергию. А в фильме матрица этого не было.
Идеология
Идеология везде и нигде, она одновременно повсюду и нигде, она там где ты и там где тебя нет. Когда ты просыпаешься и смотришь на часы идеология уже здесь, когда ты чистишь зубы и смотришь газету утром за кофе, когда ты ешь чизбургер или маффин, она всегда незримо присутствует рядом с тобой.
Собственно этим все сказано, когда вместо чизбургера ты ешь бутерброд, а вместо маффина сладкую слойку — это уже работает идеология. Идеология промывает нам мозги, а фильм матрица готовит профессиональных революционеров, матрица учит не подчиняться, матрица готовит бунтовщика, а не просто зрителя-потребителя.
Основное кредо фильма — это несогласие. Коммунисты не согласны с капитализмом и эксплуатацией, капиталисты с ролью государства, государственники и консерваторы с превалированием механизации и цифровизации над человеком и человеческим трудом. В общем все члены общества с чем то несогласны и фильм нам не говорит конкретно с чем не согласны сценаристы, но мы уже как бы за них на не вербальном уровне. Эту фишку потом используют братья Вачевски когда станут сестрами, вслед за ними пол начнут менять все подряд и даже те кто изначально не хотел менять свою ориентацию.
Первые впечатления
Изначально я посмотрел этот фильм в далеком детстве, это были две тысяча какие то годы, я еще учился в школе, моя старшая сестра была еще не жената и ее парень, который в последствии стал ее мужем и нашим затем стал смотреть на обычном ТВ этот фильм и я бы никогда не стал бы его смотреть, но он сказал что фильм классный и я присел рядом на диван и … офигел.
На детскую психику фильм производит неизгладимые впечатления, особенно та сцена когда г-н Андерсон не может говорить, а его рот исчез, губы склеились. Когда показывают мир будущего, когда начинаются тренировки и перестрелки. Ды мы все видели стрельбу в боевиках, но когда тут она показывается нам в замедленном виде — это круто и жутко красиво и по новому, такого я еще не видел.
И вот эти первые впечатления не отпускали меня еще очень долго, лет десять или даже пятнадцать, я долго пересматривал именно этот первый фильм, хотя и другие два тоже были крутые, но этот врезался мне в душу очень сильно. При этот в школе многие ребята тоже смотрели это кино и обсуждали и всячески пародировали как главный герой уворачивался от пуль. Охладел я к этому фильму наверное перед тем как анонсировали продолжение, когда вышел фильм Матрива. Воскрешение я первую часть уже насмотрелся, но когда я посмотрел четвертый фильм франшизы — я опять начал любить первые три фильма и снова стал пересматривать первый фильм Матрица. Настолько плох был последний фильм что даже первые пересматриваю теперь с теплотой и любовью.
Симулякры и симуляция
«Симулякры и симуляция» (фр. Simulacres et Simulation) — философский трактат Жана Бодрийяра, написанный в 1981 году. В этом трактате Бодрийяр исследует взаимосвязи между реальностью, символами и обществом, обобщая предыдущие свои теоретические разработки. Работа состоит из 18 глав, каждая из которых могла бы представлять собой независимое произведение.
Эпиграфом к работе служит фраза:
Симулякр — это вовсе не то, что скрывает собой истину, — это истина, скрывающая, что её нет.
Симулякр есть истина.
Экклезиаст
хотя на самом деле в Книге Екклезиаста таких слов нет.
По сути дела что такое симулякр и чем он отличается от симулятора можно легче описать на примерах игр. Ведь все мы живем в цифровой век видеоигр, все играли или в Dendy или в SonyPlaystation или в PC. А если сказать всего три буквы то миллионы пользователей Яндекс Дзен тут же вспомнят эту игру GTA, NFS, CS:GO, многие играли в Мафию, в тетрис, в танчики, в футбол, Мортал Комбат, Батлфилд или другие всевозможные игры. Дота — мечта задрота или Герои Меча и Магии, Ведьмак, Моровидн, Дьяболо, PABC, Sims и многие-многие другие.
К слову главный герой фильма видит перед глазами книгу с этим названием и такая книга даже есть и авторы сценария ее читали вроде как, но вот поняли ли они ее, большой вопрос и понял ли вообще автор этой книги отличия симулятора от симулякра?
Итак у нас есть некая империя, которая настолько крутая что решает сделать карту своей империи размером 1 к 10 или лучше вообще 1 к 1, то есть мы емеем фактически империю и еще одну империю, на территории нашей настоящей империи происходят какие то изменения, то есть к ней присоединяются новые территории, значит и к нашей карте нужно присоединить новые территории, мы начинаем строить храмы, новые города, новые дворцы, значит и на нашей карте нужно их строить. В общем вы понимаете что это точная копия, ну может люди разные живут там и там, но как симулятор империи сойдет. А теперь нашу империю захватывают варвары и убивают императора, империя разрушается, но ее карта остается, а там живут какие то люди, какой то император, который в реальном мире не обладает властью, но в мире карты империи он точно такой же император как и настоящий только в ограниченном мире.
А теперь представьте что эта карта на компьютере, то есть она и включает и вычеркивает из своей программы новые или старые земли, вот до тех пор пока она отражает информацию о государстве о нашей империи она является картой реальной империи, а такая программа симулятором управления империей, а вот если империя разрушилась, а карта вместе с программой продолжает жить и развиваться,Ю продолжает захватывать все новые и новые земли, чего реальная империя не делала никогда — это будет уже симулякром.
К примеру игра ГТА 3 в которой есть город Либерти Сити — он срисован был с Нью-Йорнка, но Либерти Сити не точная копия Нью-Йорка, там нет улиц с такими же названиями, есть люди, нпс — боты, которые одеты как жители Нью-Йорка в 2000-е, но нет точных копий мостов, машин, точных людей таких же исторических личностей. Карта игры ГТА 3 симулякр города Нью-Йорк.
К примеру игра ГТА Вайс Сити в которой есть город собственно Вайс Сити — он срисован был с города Майями, но Вайс Сити не точная копия Майями, там нет улиц с такими же названиями, есть люди, нпс — боты, которые одеты как жители Майями в 1980-е, но нет точных копий мостов, машин, точных людей таких же исторических личностей. Карта игры ГТА Вайс Сити симулякр города Майями.
Симулякт не всегда точная копия, точнее это всегда не точная копия, обычно это упрощенная схема или усложненная схема, но чаще это упрощенная схема. Интересно ли игрокам играть в игры серии ГТА — да конечно, они видят город, видят улицы города, видят людей одетых в стиле города того времени и им интересно играть за главного героя игры. Но есть у примеру военные симуляторы или гражданские симуляторы вождения, полета самолета или даже градостроительного симулятора. Есть к примеру игра День Победы 2: План Сталина — это симулятор управления государством 30-60 годов XX века, вы можете играть за СССР, за Германию, за США или даже за Эфиопию и вам нельзя будет взять и поменять историю просто так, игра так сделана что история в ней прописана с точностью до каких то мелких событий. Германия начинает наращивать военную мощь, Италия воюет в Африке, Япония начинает нападать на Китай, в СССР проходят чистки в Армии и в политической элите страны. США не могут ввязаться в войну, население Америки против, но вот после нападения на Перл-Харбор население США готово воевать. Великобритания готова заключать мирные договоры с СССР только после 1939 года, когда Германия напала на Польшу, нельзя взять какую то мелкую страну и начать на всех нападать, Вас тут же победят, нельзя взять какую то крупную страну и так же на всех нападать, так как Вас предадут даже ваши союзники, если конечно Ваши союзники на фашисты...
Философия
Но несмотря на все это фильм про матрицу, симулякры и симуляцию это всего лишь фильм, а не целый Мир как считают некоторые. Да пусть этот фильм гениален, но это просто фильм и нельзя ставить фильм выше жизни человека, нельзя ставить интересы шоу бизнеса выше жизни рабочего человека. Ровно как и игра, игра ГТА или любая другая игра — это всего лишь игра, это не реальность, как бы хорошо у нее не был прописан игровой код. В игре нельзя жить, хотя многие пробуют, но жить нужно в реально жизни, с реальными людьми, а не с ботами на ПК.
Кроме фильма Матрица подобные идеи так же наблюдаются в фильмах: 13-й этаж, Начало, Трон. А среди игр симулякры и открытый мир который кажется живым можно найти в таких играх как: ГТА, Driver, World's Scariest Police Chases, Mafia, Saints Row: The Third, но это все простые фильмы и простые игры, коих уже наснимали и программировали миллионы. Игра никогда не станет реальностью, фильм никогда тебя не полюбит как реальный человек.
Итоги
Фильм прикольный, сюжет супер, научности нет, она почти на нуле, ровно как и актерская игра, Кеану Ривз играл кажется в Джоне Мнемонике в разы лучше чем в Матрице — похоже с возрастом он играет все хуже и хуже, игра его в фильмах Джон Увик еще хуже чем тут, а его поспешная реакция поддержки украинских неонацистов и киевской хунты вообще опустила его интеллект ниже уровня трехлетнего ребенка. Чисто фильм посмотреть можно, даже диск прикупить или достать где вы их там достаете. Но наслаждаться игрой актеров не выйдет — актеры так себе играли. Полного погружения уже нет, увы фильм устарел для 2022 года, но для 1999 года он был вполне себе смотрибельным.