Как PlayStation 3 почти уничтожила Sony, часть 2
Итак, после успеха PlayStation 2, которая стала самой популярной консолью в истории, инженеры развлекательного подразделения Sony ударились во все тяжкие и сделали ставку на технологичный процессор Cell. Чем усложнили жизнь не только себе, но и сторонним разработчикам. Ситуация становилась всё более напряжённой.
Маркетинг, спасай!
На новом посту Кадзуо Хираи занялся удешевлением консоли путём снижения её себестоимости. Сперва аппаратную совместимость с предыдущими поколениями пытались заменить программной, но из-за проблем с производительностью оставили возможность запускать игры только с первой PS. Те самые полсотни баксов от цены были «откушены». Также в угоду удешевлению был убран кардридер, а материалы корпуса и система охлаждения стали проще. Отдельным событием стал выход Slim-ревизии в 2009-м. Консоли стали компактнее и могли похвастать 45-нм техпроцессом против 90 в Fat. Это позволило практически забыть о перегревах. А сэкономить еще пару баксов помогло устранение пары USB-портов.
Решая проблему стоимости, в Sony не забывали и об играх. Огромные бюджеты отходили внутренним студиям и сторонним разработчикам, лишь бы те не клали на чудесный Cell с прибором. Конечно, блинов без комьев не бывает, и первые эксклюзивы сложно назвать «шедеврами 12/10 на все времена и кончиках пальцев», но некоторые проекты всё же выделились из общей массы. Та же Uncharted, вышедшая во времена кризиса экшен-адвенчур, Motorstorm — смесь Burnout и FlatOut, Heavenly Sword, где анимация до сих пор смотрится неплохо. Следом подтянулась и продающая консоль кавалерия: Metal Gear Solid 4, поражающая глубиной проработки Gran Turismo 5 и внезапно запавшая в сердечки аудитории своей зубодробительной сложностью Demon’s Souls.
Под выход Slim-версии PS3 накатила вторая волна эксклюзивов, где «вишенкой на торте» стал сиквел Uncharted, да и Killzone 2 тоже задала жару. Пускай для развития жанра этот боевик ничего не сделал, зато продемонстрировал тот самый «потенциал». Казалось бы, главные камни с шеи успешно сброшены: стоимость снижена до конкурентоспособной цифры; PlayStation больше не светит желтыми огнями! Выходят ожидаемые эксклюзивы, God of War III сносит всем головы, а Heavy Rain «заставляет людей отдавать четыре косаря за кинцо». И даже сторонние разработчики стали изучать особенности Cell. Та же DICE использовала вспомогательные элементы ЦП для реализации MLAA-сглаживания в Battlefield 3.
И всё бы классно, но на этом трудности не закончились. Предстоял ещё прорыв сквозь огонь, воду и медные трубы. Вдобавок PlayStation взломали: 20 августа 2010 года стало известно о так называемом PlayStation 3 Jailbreak — частичном взломе консоли. Появилась возможность запускать образы игр с жёсткого диска. А в канун Нового года, 30 декабря, под ёлочку Sony упал ещё один подарок — полный взлом, позволявший даже Linux на консоль ставить! Своевременно выпустив обновление прошивки, компания охладила пыл хакеров, а вскоре запустила ещё и цепочку уголовных преследований правонарушителей.
Справились? Молодцы, вот вам следующее испытание — падение PSN! С 17 по 19 апреля 2011 года в результате несанкционированного доступа к Playstation Network в руки злоумышленников попали данные 77 млн пользователей. Sony вынужденно отключила сервис, лишив десятки миллионов игроков онлайна, но на фоне возможного взлома банковских карт это кажется не такой уж большой трагедией. Доступ к PSN вернули только через месяц, а судебные дела по искам пользователей длились ещё пару лет. В том же 2011-м PS3 вступила в третью фазу своего жизненного цикла. Новая ревизия SuperSlim ни на что, кроме максимального удешевления, не претендовала и отличалась только дизайном, а следующая линейка игр оказалась откровенно слабой: третьи Uncharted и Motorstorm… хотя в то же время третьи Killzone и Resistance наконец то избавились от кривого геймдизайна.
На горизонте уже начал виднеться закат седьмого поколения — и заодно PlayStation 3. Оставалась ещё пара проектов, но это всё же последняя нота гармонии: Gran Turismo 6 на полноценную игру не тянет — скорее на большое DLC, God of War: Ascension не шла ни в какое сравнение с эпиком третьей части. Игровое сообщество и разработчики уже буквально сидели на чемоданах, готовясь к переезду на новое поколение, как вдруг...
Лебединая песня
Кто бы мог подумать, что в конце поколения мы увидим игру уровня The Last of Us. Новый проект. В новой франшизе. Не спинофф и не сиквел, как нынче принято. Сеттинг даже сейчас вызывает сомнения: зомби — настолько избитая тема, но даже здесь всё определяют акценты, детали и глубина проработки. Главным недостатком Uncharted всегда были перестрелки, их затянутость и ощущение, что Натан Дрейк отнюдь не авантюрист, а пехотинец на фронте Третьей мировой. Многие ожидали от Naughty Dog того же и в TLoU, но вышло иначе. Разработчики отказались от бездумного истребления заражённых и сосредоточились на истории, сотворив роад-муви в антураже зомби-апокалипсиса.
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5232922/pub_62a87fc4c45e772bdf172c37_62a88090cbfb63274348109d/scale_1200
Но речь сейчас не про сюжет The Last Of Us и не про терзания Дракманна. А вот отметить технические решения будет уместно. Эффекты огня выглядят просто феноменально! Лица персонажей — по-настоящему живые. Да, многие скажут, что Motion Capture уже не новость, только лица от этого не перестают выглядеть чугунными, с непонятным блеском и отражениями. Другое дело — подповерхностное рассеивание. Кожа, как известно, пропускает свет через себя, и PBR направлен как раз на симуляцию этого эффекта. Для седьмого поколения это было в новинку. И едва ли навскидку в голову придёт что-то, кроме третьей Battlefield. Но детище DICE было напичкано вообще всем, и в своё время требовало производительную видеокарту, чего в консоли 2006 года не было и близко.
Реалистично смотрелись и волосы Элли. Пускай до настоящей шевелюры было ещё далеко, тем не менее это не жрало кучу ресурсов, как NVIDIA Hairworks. Также была совершена маленькая эволюция в озвучении героев: всё происходило под стать игровой сцене, а звук записывался при аналогичных движениях. Однако распробовать подобный приём могли только игравшие в англоязычную версию — наша делалась по старинке. The Last of Us стала той самой «лебединой песней» PlayStation 3. И спустя столько лишений и трудностей — символом преодоления проблем, выпавших на долю консоли и компании Sony. После выхода Playstation 4 консоль поддерживали какое-то время, и даже несколько интересных игр на ней вышло, но продолжалось это недолго.
В 2017 году Sony официально прекратила производство третьей PS, а ещё через два года окончательно закрыла серверы для мультиплеера. Впрочем, Store по-прежнему доступен, и иногда там даже случаются скидки. Если подбивать итоги, то можно сказать, что именно стратегический ум Хираи Кадзуо сумел вытянуть весь такой красивенький и блестящий, но тонущий под весом собственных амбиций, кораблик PlayStation и позволил ему достойно доплыть до конца 7-го поколения игровых консолей. PlayStation 3, как и Xbox 360, разошлась по миру в количестве более 80 млн единиц, заняв почетное второе место и оказавшись, иронично, позади самой технически слабой игровой платформы в поколении — Nintendo Wii. Под шумок, пока гиганты бодались, ну!
Playstation 3 вошла в историю как одна из самых амбициозных консолей, породив кучу мемов, а для Sony стала важнейшим уроком, что иногда лучшее — враг хорошего. А мы с вами поняли, как важен баланс визионерской мечты с практичным, взвешенным и ясным взглядом на реальность.