Край (фильм 2010 года)

Хотя фильм вышел уже сравнительно давно, лично я его посмотрел совсем недавно. Поскольку в прошлых обзорах мы рассматривали Великую Отечественную Войну и в частности железнодорожные войска, то настал черед и этого с одной стороны не простого фильма.

«Край» — российский драматический фильм режиссёра Алексея Учителя. Первоначальные названия: «Густав», «Поезд». Главные роли в фильме исполнили Владимир Машков и Аньорка Штрехель. Премьерный показ фильма состоялся 9 сентября 2010 года на кинофестивале в Торонто. В России лента вышла в прокат 23 сентября 2010 года. Был показан на других различных кинофестивалях, в том числе в Варшаве, Салониках, Марракеше и Лез Арке.

Получил четыре награды «Золотой орёл». Номинировался на премию «Золотой глобус» как «лучший фильм на иностранном языке», но статуэтку не получил. Как претендент на попадание в ту же номинацию премии «Оскар» выдвигался от России, но не прошёл отбор.

С января 2011 года фильм лицензионно издаётся на DVD компанией «Мистерия звука».

https://i06.fotocdn.net/s114/1b4f96278f661750/public_pin_l/2579090850.jpg

Сюжет

Действие картины начинается в сентябре 1945 года. На далёкую сибирскую железнодорожную станцию Край приезжает демобилизованный танкист, он же бывший паровозный машинист Игнат (Владимир Машков). В пристанционном посёлке живут ссыльнопоселенцы, которые, будучи на оккупированной территории, работали в немецких лагерях или на немецких граждан в качестве слуг или рабочих. Все они заняты на лесозаготовках. Советскую власть представляет бывший фронтовик, инвалид без правой руки Колыванов (Алексей Горбунов).

К станции ведёт двухпутная ветка широкой колеи. Лес вывозится на платформах, которые ссыльные грузят вручную. На вывозе задействованы два паровоза: один из них — Эу 683-32, приписанный к крошечному депо на станции Край, второй — Эр 766-41, приписанный к другому депо (очевидно, расположенному на другой станции), водит его машинист-армянин Саркисян. Игнат требует у Колыванова отдать паровоз ему, паровозному машинист-профессионалу, знающему своё дело лучше других. Колыванов возражает ему, так как тот — машинист списанный, имел контузии и страдает припадками, но Игнат требует своего, угрожая уехать из посёлка, так как он не ссыльнопоселенец, а вольнонаёмный и, кроме того, — воин-победитель.

Впоследствии Игнат рассказывает, что в довоенные годы водил паровоз ИС, и называет даже рекорд скорости, который ему удалось установить, — 163 км/час, правда, он при этом превысил котловое давление, а паровоз сошёл с рельсов.

Игнат быстро сходится с красавицей Софьей, воспитывающей спасённого ею в Германии немецкого мальчика Пашку. Чтобы доказать своё мастерство, Игнат устраивает гонки на паровозах с Саркисяном. Гонки чуть не заканчиваются катастрофой, в результате чего Колыванов отказывает Игнату в получении своего паровоза. Несколько позже обескураженный Игнат узнаёт от местного жителя — спекулянта Вовки — о забытом паровозе, стоящем на острове за разрушенным мостом. Игнат отправляется в указанное место и действительно находит там заброшенный паровоз и одичавшую немку Эльзу — дочь немецкого инженера, работавшего в Сибири ещё до войны. Девушке удалось бежать во время ареста её отца и его помощника Густава сотрудниками НКВД по обвинению во вредительстве после того, как во время ледохода обрушилась часть построенного ими железнодорожного моста на остров. Чтобы дать Эльзе возможность спастись, её отец и Густав, безоружные вступают в схватку с чекистами и погибают, причем отца Эльзы убивает из пистолета командир НКВДэшников. Все эти годы она, подобно Робинзону Крузо, провела одна на таёжном острове. Она не говорит по-русски и ничего не знает о войне. Эльза жила в находившемся на острове небольшом паровозе, который назвала «Густав». Игнат и Эльза восстанавливают разрушенный мост и пригоняют паровоз на станцию. Несмотря на ненависть к немцам, Игнат берёт Эльзу под опеку.

Вскоре у Игната появляется чувство к Эльзе. В женской бане происходит драка между Софьей и Эльзой. На помощь Софье бросаются остальные женщины, но немке удаётся отстоять своё положение в посёлке.

Для повышения скорости Игнат установил на паровозе воздушный обтекатель, сделанный им из украденных листов кровельного железа. Эльза хочет написать на обретённом Игнатом паровозе немецкое имя «Gustav», которым она все эти годы звала паровоз. После ссоры Игнат идёт на компромисс, и паровоз получает это имя, но в русском написании: «Густав». Жители Края, видя паровоз с немецким именем, приходят в ярость, и лишь начавшийся пожар в местной бане отвлекает их от расправы над Игнатом и Эльзой.

Страсти накаляются с приездом «Фишмана», майора НКВД (Сергей Гармаш), некогда убившего отца Эльзы. Узнав о происходящем в посёлке, он забирает Пашку и Эльзу. Софья не хочет отдавать приёмыша. Чекист убивает Софью, сажает Эльзу и Пашку в вагон-теплушку и готовится уехать. Но машинист паровоза, на котором приехал майор, не желает подчиняться последнему и уходит с рабочего места. Тогда офицер сам трогает локомотив с места и уезжает. Вдогонку на своём паровозе бросается Игнат. Жители посёлка отправляются следом на другом паровозе. Игнату удаётся догнать паровоз майора. В перебранке выясняется, что «Фишман» — имя не чекиста, а его паровоза, серии ФШ-М. Хотя «Фишман» значительно мощнее «Густава», Игнату удаётся обогнать паровоз чекиста и «подрезать» его на стрелке. Происходит столкновение. Когда облака пара рассеиваются, выбравшийся из кабины «Густава» Игнат показывает чекисту снятый со своего паровоза скоростемер, застывший на рекордной цифре 75 км/ч, а потом бьёт изумлённого НКВД-шника этим прибором по голове. Повредившись от удара рассудком, чекист уезжает на велосипеде по шпалам, забыв, видимо, зачем он вообще сюда приехал.

В финале Игнат, Пашка и Эльза едут в новую жизнь на дрезине. За кадром голос Эльзы на русском языке с акцентом рассказывает, что впоследствии она родила Игнату троих детей, Пашка ходит в школу и поёт в хоре. Дома она разговаривает, а на людях ей приходится притворяться немой, чтобы своим немецким акцентом не вызывать в окружающих ненависть к себе и не создавать подозрений со стороны НКВД. По её словам, «у нас убогих не обижают».

Критика

1. Немка не может одна прожить столько времени в лесу без оружия, без еды, без воды и средств личной гигиены, автор сценария не прав, режиссер не прав, директор картины не прав снимая такую надуманную историю.

2. Обычно на выселках селили преступников, почти все угнанные люди в Германию вернулись домой, они же не сознательно уехали, их увезли и они были жертвами, в а ГУЛАГах трудились предатели, пособники фашистов, те кто предал свою Родину, ищи приложил руки к убийству советских граждан или военнопленных. В фильме показана фантастика причем даже не научная.

3. НКВДшник показан излишне эмоционально, кровавый какой то человек, без суда и следствия убивает заключенных. По факту на каждую смерть НКВД писало кучу бумаги в том числе объяснительные, служебные записки, пояснительные записки, прикладывались характеристики убитого, охранников, и всех тех с ним был убитый в одной камере, проводилось расследование и пр. и т.д. Тут НКВДшник стреляет кого хочет и без разбора... Тем более у него еще и с головой не все в порядке, как офицер НКВД проходит медкомиссии непонятно. Но видимо фильм снимали для детей и там может быть все, даже то чего быть не может.

4. Показаны какие то гонки на локомотивах, чего по всем предписаниям делать нельзя. У людей только что закончилась война, техники нет, ее всю разбомбили, та что осталась - требует ремонта, не понимать это может только полный дебил. А или фильм про полных дебилов? Тогда ладно...

5. Русский народ показан убого, грязно, складывается ощущение что цель фильма опорочить Россию, причем снимали кино еще до 2013 года, а цели видимо были уже тогда понятные нам всем. Фильм транслировали не только и не столько в России сколько за границей и в Торонто и в Варшаве и еще много где включая США и Европу. Теперь понятно откуда американцы и европейцы получают ненависть к России и к русским людям, они насмотрелись подобного "кина" и сформировали о нас с вами убогое мировоззрение, по которому в России есть два типа людей: те кто сидят и те кто охраняет тех кто сидят. Все как при товарище Сталине, полстраны сидело, а полстраны охраняло, кто же тогда войну выиграл, кто же тогда запустил первого человека в космос, кто же тогда провел озеленение всех территории СССР, чего не делала ни одна страна в Мире? Наверное это делал Алексей Учитель и Навальный с ним. Наверное это делали Солженицын и Власов. Они что ли страну из руин поднимали?

Итог: бред, полный бред, полнейший бред.

Подпись автора

https://nick-name.ru/forum/%C4%D1%C2.gif